Выбирая проект загородного дома, вы в первую очередь обратите внимание на его фасад. Современный или с историческими мотивами, он должен вам нравиться! Стиль фасада обязательно отразится на внутреннем оформлении дома. Поэтому рассматривая проектные предложения, ориентируйтесь не только на свои ощущения в настоящий момент, но и на тот интерьер, в котором вам хотелось бы жить в дальнейшем.
Стилистика фасада не существует сама по себе, она обязательно проецируется на планировочное решение и оформление интерьера.

Каждый стиль имеет свою энергетику, с ним нужно совпасть. Так, не каждый может жить в минимализме, он для него слишком холоден, не каждый – в простоватом солнечном кантри. Но выбор велик, и вы наверняка остановитесь на одном из вариантов!
Говоря о стилях, стоит уточнить следующее. Известны:
- большие исторические стили, влиянию которых подверглись практически все европейские страны (например, классицизм и модерн)
- стили малые, сформированные на отдельных территориях и тесно связанные с местными культурными традициями (скандинавский и английский стили)
- и, наконец, последняя категория — «стили, которых не существует». Вернее, существуют реально, но они — выдуманные. В качестве примера — так называемый «дачный стиль», собравший в себе основные черты подмосковных дач первой половины XX века.
МОДЕРН
К большим историческим стилям относят, например, Модерн. Не тот модерн, которым называют все современное, а тот, что родился на изломе XIX-XX веков и избрал своим символом тонкий росчерк на гобелене Германа Обриста.
Эта изогнутая линия — удар бича — прошла по фасадам и интерьерам зданий и, слившись бирюзовым, фиолетовым и нежно-бежевым цветом, создала восхитительную архитектуру. Время Модерна было упоительно красивым, и современные архитекторы и декораторы часто и с удовольствием цитируют его в своих работах.
Характерные черты: плавные очертания оконных и дверных проемов, эркеры, богато декорированный фасад (растительный, геометрический орнамент, маскароны, мозаичные и живописные панно).
КОНСТРУКТИВИЗМ
Конструктивизм к большим стилям отнести нельзя: это авангардистское направление в архитектуре, которое принято считать исключительно советским явлением.
Возникший в СССР в 1920-х — первой половине 1930-х годов, конструктивизм пропагандировал пролетарскую эстетику (что не помешало ему совершить экспансию в Европу и Америку и обрести там множество приверженцев). Конструктивистские здания строились по принципу, высказанному Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Их своеобразная, чистая и почти математическая красота символизирует сегодня рациональную сторону архитектуры.
Характерные черты: строгость, геометризм, отсутствие декоративных элементов, ленточное остекление, плоские крыши.
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм принято называть Высоким стилем.
Его появление — уже второе обращение к античному наследию в истории мировой архитектуры. Первое произошло в XV веке, когда на античность обратили внимание мастера эпохи Возрождения. Второе — два века спустя. Тогда европейцы снова оглянулись назад, к шедеврам греко-римского зодчества. Так новый стиль стал преемником эстетических концепций античности и эпохи Возрождения и был назван образцовым (от лат. Classicus).
Характерные черты: симметричность; преобладание горизонтальных членений над вертикальными; ордер, близкий к античности по пропорциям и формам; невысокая кровля, маскируемая балюстрадой.
НЕОКЛАССИКА
Неоклассика или Неоклассицизм — ретроспективный стиль начала XX века и третье обращение к классическому наследию.
Он появился как антитеза декоративной избыточности Модерна — как некое «отрезвление» и возвращение к «вечным» ценностям. Для архитектурного мира «вечными» всегда были и остаются образцы греко-римского искусства. Это та классика, которую из века в век рассматривают под разными углами все новые поколения архитекторов. Интерес к классике мы наблюдаем и теперь. Этот стиль всегда популярен!
Характерные черты: ордерная система, соблюдение классических пропорций архитектурные фронтоны; из украшений — листья, раковины, античные фигуры.
СКАНДИНАВСКИЙ СТИЛЬ
Скандинавский стиль сформировался на севере Европы (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия) и был с интересом воспринят в других европейских странах.
Скандинавский стиль исключительно функционален, демократичен и лишен украшательств (характерный элемент декора — естественная фактура древесины). Его особенность еще и в том, что состоявшийся как этностиль, он легко проецируется на любую культуру и везде воспринимается современным.
Характерные черты: элегантность; натуральность / экологичность; сочетание камня, дерева и стеклянных поверхностей.
АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ
Английский стиль — название условное, это собирательный образ. Но образ зримый и явно читающийся.
Он вобрал в себя основные характеристики стилей, появившихся один за другим в Англии в XIV-XVIII веках — стиля Тюдоров, Георгианского и Викторианского. Английский стиль аристократичен, относится к эталонам сдержанной роскоши и имеет немало приверженцев. Его часто воссоздают в современном домостроении.
Характерные черты: крутая высокая крыша, кирпичные или декорированные камнем или фахверком стены, окна с мелкой расстекловкой, акцентированный вход.
ШАЛЕ
Шале (или Альпийский стиль) нельзя назвать стилем в прямом понимании этого слова.
 |
Проект Берген |
Это, скорее, стилистическое течение, сформировавшееся вокруг особой конструкции дома. Его прототипом стали деревянные дома горной Швейцарии. Особенность шале в сильно выступающих карнизных свесах. Они накрывают собой опоясывающие дом террасы и надежны при ветре и обильном снегопаде. Растиражированные высокогорными курортами, такие дома сегодня очень популярны. Однако они требуют особого природного окружения.
Характерные черты: двускатная крыша с небольшим уклоном и широким карнизом, опоясывающие террасы; натуральность / экологичность.
ФАХВЕРК
Стиль Фахверк не отнести к большим стилям.
Но это тот любопытный случай, когда конструктивная особенность (наружный каркас) была оценена с эстетической точки зрения и сделала фахверковые дома чрезвычайно популярными: вся старая Европа ассоциируется сегодня именно с фахверком! В российском загородном строительстве дома такого типа также востребованы. Но сегодня их фасадный «рисунок» уже не конструктив, а декорация.
Характерные черты: наружный деревянный каркас (или декорация под фахверк), высокая крыша, накрытая черепицей.
В КАРЕТУ БЕЗ КРИНОЛИНА, или КАК ПРИРУЧИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Наша жизнь не музей, и нет необходимости воссоздавать исторические стили со стопроцентной достоверностью. Тем более, что стилистическая достоверность требует достоверности во всем, а у нас — ни кареты, ни кринолина! Поэтому когда мы говорим о «доме в Модерне», например, то имеем в виду не историческую копию, а современное здание с узнаваемыми чертами этого стиля. Тем более, что стили с историей воссоздать не просто сложно, а очень и очень дорого. Однако бесконечное количество возможностей, которые дарит нам архитектурный опыт прошлых лет и веков, нельзя не использовать.
Каждый стиль имеет свой шанс быть эффектно поданным в современном мире! И мы будем об этом рассказывать.
